Навигация по сайту
Последнее с форума
Популярное
Разное
Йога в вопросах и ответах: внесем ясность
Фитнес и спорт | 6 декабря 2009 | Просмотров: 2908
Несмотря на то, что занятия йогой сейчас чрезвычайно популярны во всем мире, опыт показывает: многие до сих пор не совсем понимают, что же такое йога. На самые часто задаваемые вопросы по этому поводу отвечают специалисты сети YOGA PRACTIKA.
Правда ли...
...что по-настоящему заниматься йогой могут только индийцы, ну или вообще «восточные люди»? И что западному человеку все это недоступно?
Нет, это неправда. Йога, хотя и родилась в Индии, не принадлежит какому-либо определенному народу или территории; точно так же она не имеет никакого отношения к определенным кастам или религиям. Конечно, в зависимости от конкретных условий необходима некоторая корректировка - например, если говорить в целом, у индийцев мышцы более мягкие и пластичные, чем у западных людей. С учетом этих и других особенностей и при разумно составленной программе заниматься йогой с пользой для себя и своего здоровья могут все - и европейцы, и африканцы, и жители Крайнего Севера.
...что для успешной практики йоги необходимо полностью погрузиться в ее философию? Что без этого не будет прогресса?
Йога - прежде всего, практический метод, хотя она и входит в одну из шести официально признанных в Индии философских систем. Люди, которые хотят заниматься йогой «для здоровья», совершенно не обязаны загружать свой мозг философией. «На наших занятиях, - говорит Елена Ульмасбаева, директор Московского центра йоги Айенгара, - мы стараемся связать основные понятия философии йоги с практикой. Это делается для того, чтобы люди, посещающие наши классы, понимали: законы, которые управляют телом и психикой человека, его поведением и эмоциями, и законы, управляющие окружающим нас миром - едины. То есть, основные понятия философии йоги даются опосредованно, через практику».
... что для прогресса в йоге нужен аскетизм?
Конечно же, нет. Такое мнение основывается на стереотипном представлении об адепте йоги как об истощенном, в набедренной повязке, заросшем бородой отшельнике, который спит на гвоздях и годами обходится без пищи. Но это всего лишь образ, растиражированный кино и беллетристикой. Кстати, в христианской традиции было немало аскетов (тех, кто «умерщвлял плоть»), но вряд ли кто-то станет проводить жесткую параллель между христианством и аскетизмом.
Среди йогов наверняка есть аскеты - точно так же, как и вообще среди всех людей. Но в целом йога и аскетизм - это все-таки разные вещи. В Бхагават-гите написано: «Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом... Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить свое физическое состояние, занимаясь йогой». То есть, йога, прежде всего, призывает к умеренности, а вовсе не к каким-то крайностям.
...что йога - это, прежде всего, дыхание?
Вообще говоря, вся наша жизнь - дыхание. Действительно, разные виды пранаямы (специальной техники контроля над дыханием) можно назвать основой йогической практики. Так же, впрочем, как и выполнение асан (поз). Другой вопрос, что для того, чтобы начать заниматься пранаямой, необходимо укрепить тело и стабилизировать ум с помощью практики асан.
Если у человека сутулая спина, грудная клетка "закрыта", область диафрагмы зажата, если человек не может расслабляться, не может сконцентрировать внимание на объекте, и так далее - тогда практика пранаямы не даст развития, а может даже навредить. «Именно поэтому, - говорит Елена Ульмасбаева, - мы начинаем учить пранаяме, как минимум, после года регулярных занятий асанами».
А когда можно переходить на следующий уровень занятий? Как понять, скажем, что ты уже готов для того, чтобы практиковать пранаяму?
Продвижение от уровня к уровню зависит от индивидуальных особенностей, возраста, состояния здоровья, регулярности занятий. Оценить ваше состояние и рекомендовать перейти в класс другого уровня может постоянный преподаватель - надо его просто спросить об этом. Если вам уж совсем не терпится перейти в более интенсивный класс, вы, конечно, можете это сделать. Но при этом продолжайте ходить в начальные классы, чтобы нарабатывать базу.
А могут ли верующие заниматься йогой? Не противоречат ли занятия йогой религиозным убеждениям?
Это похоже на вопрос «А можно ли играть в шахматы, не противоречит ли это религиозным убеждениям?» - ведь традиция йоги, как и традиция игры в шахматы, уходит корнями в индийскую культуру.
В Индии йогой занимаются люди, принадлежащие разным вероисповеданиям, и этот вопрос там не возникает. Да, за практикой йоги стоит определенная философская школа, но это тоже не противоречит никаким религиозным убеждениям - одно и другое соотносятся так же как, например, западные школы философии соотносятся с христианством.
Удивительно, но чаще всего такие вопросы задают именно христиане, особенно православные. Видимо, духовники, запрещающие своей пастве заниматься йогой, реагируют на слово, в которое часто вкладывается смысл, далекий, а порой и противоположный нашей практике. В частности, слово «йога» вызывает отторжение потому, что ассоциируется с разного рода тоталитарными сектами - а это совершенно не соответствует действительности. Йога - не секта. И не религия. Это система техник, способствующих сбалансированному развитию человека, как физическому, так и психоэмоциональному.
Человек может практиковать йогу, не вкладывая в это никакого высшего смысла: просто заниматься телом, дыханием и упражнениями на концентрацию, и относиться к этому, как к практике для здоровья, как к гармонизации внутреннего и внешнего пространства. Можно быть иудеем, мусульманином, буддистом, индуистом, христианином или атеистом - и притом заниматься йогой, ведь она не критикует ни одну из религий, равно как и не призывает под знамена ни одной из них.
Хотя можно сказать, что истинно христианский образ жизни - это и есть йога. Махатма Ганди, национальный герой Индии, был последователем йоги, но его настольной книгой была Библия. А принципы ямы (первой ступени йоги, о которой мы уже рассказывали раньше), во многом похожи на библейские заповеди: ненасилие, правдивость, неворовство, целомудрие, нестяжательство. Впрочем, примерно такие же своды правил вы найдете во всех религиях мира.
Правда ли, что йога - это все-таки мистическое учение, и главная ее задача - развитие сверхъестественных способностей?
На самом деле, в йоге нет ничего мистического. Возможно, такое представление о ней сложилось потому, что долгое время она была «закрытым» учением, передающимся от учителя к ученику. Кроме того, свою лепту внес факиризм (все то же лежание на гвоздях и так далее) и плюс к тому новомодные неоиндуистские течения, которые, к сожалению, принято ассоциировать с йогой. Что же касается развития определенных способностей...
Да, йога делает человека более гибким и сильным - не только физически, но и ментально, развивает концентрацию, умение видеть приоритеты и отсекать то, что мешает сосредоточиться на главном.
Возможно, в наше время такие способности действительно можно назвать сверхъестественными!
Правда ли...
...что по-настоящему заниматься йогой могут только индийцы, ну или вообще «восточные люди»? И что западному человеку все это недоступно?
Нет, это неправда. Йога, хотя и родилась в Индии, не принадлежит какому-либо определенному народу или территории; точно так же она не имеет никакого отношения к определенным кастам или религиям. Конечно, в зависимости от конкретных условий необходима некоторая корректировка - например, если говорить в целом, у индийцев мышцы более мягкие и пластичные, чем у западных людей. С учетом этих и других особенностей и при разумно составленной программе заниматься йогой с пользой для себя и своего здоровья могут все - и европейцы, и африканцы, и жители Крайнего Севера.
...что для успешной практики йоги необходимо полностью погрузиться в ее философию? Что без этого не будет прогресса?
Йога - прежде всего, практический метод, хотя она и входит в одну из шести официально признанных в Индии философских систем. Люди, которые хотят заниматься йогой «для здоровья», совершенно не обязаны загружать свой мозг философией. «На наших занятиях, - говорит Елена Ульмасбаева, директор Московского центра йоги Айенгара, - мы стараемся связать основные понятия философии йоги с практикой. Это делается для того, чтобы люди, посещающие наши классы, понимали: законы, которые управляют телом и психикой человека, его поведением и эмоциями, и законы, управляющие окружающим нас миром - едины. То есть, основные понятия философии йоги даются опосредованно, через практику».
... что для прогресса в йоге нужен аскетизм?
Конечно же, нет. Такое мнение основывается на стереотипном представлении об адепте йоги как об истощенном, в набедренной повязке, заросшем бородой отшельнике, который спит на гвоздях и годами обходится без пищи. Но это всего лишь образ, растиражированный кино и беллетристикой. Кстати, в христианской традиции было немало аскетов (тех, кто «умерщвлял плоть»), но вряд ли кто-то станет проводить жесткую параллель между христианством и аскетизмом.
Среди йогов наверняка есть аскеты - точно так же, как и вообще среди всех людей. Но в целом йога и аскетизм - это все-таки разные вещи. В Бхагават-гите написано: «Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом... Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить свое физическое состояние, занимаясь йогой». То есть, йога, прежде всего, призывает к умеренности, а вовсе не к каким-то крайностям.
...что йога - это, прежде всего, дыхание?
Вообще говоря, вся наша жизнь - дыхание. Действительно, разные виды пранаямы (специальной техники контроля над дыханием) можно назвать основой йогической практики. Так же, впрочем, как и выполнение асан (поз). Другой вопрос, что для того, чтобы начать заниматься пранаямой, необходимо укрепить тело и стабилизировать ум с помощью практики асан.
Если у человека сутулая спина, грудная клетка "закрыта", область диафрагмы зажата, если человек не может расслабляться, не может сконцентрировать внимание на объекте, и так далее - тогда практика пранаямы не даст развития, а может даже навредить. «Именно поэтому, - говорит Елена Ульмасбаева, - мы начинаем учить пранаяме, как минимум, после года регулярных занятий асанами».
А когда можно переходить на следующий уровень занятий? Как понять, скажем, что ты уже готов для того, чтобы практиковать пранаяму?
Продвижение от уровня к уровню зависит от индивидуальных особенностей, возраста, состояния здоровья, регулярности занятий. Оценить ваше состояние и рекомендовать перейти в класс другого уровня может постоянный преподаватель - надо его просто спросить об этом. Если вам уж совсем не терпится перейти в более интенсивный класс, вы, конечно, можете это сделать. Но при этом продолжайте ходить в начальные классы, чтобы нарабатывать базу.
А могут ли верующие заниматься йогой? Не противоречат ли занятия йогой религиозным убеждениям?
Это похоже на вопрос «А можно ли играть в шахматы, не противоречит ли это религиозным убеждениям?» - ведь традиция йоги, как и традиция игры в шахматы, уходит корнями в индийскую культуру.
В Индии йогой занимаются люди, принадлежащие разным вероисповеданиям, и этот вопрос там не возникает. Да, за практикой йоги стоит определенная философская школа, но это тоже не противоречит никаким религиозным убеждениям - одно и другое соотносятся так же как, например, западные школы философии соотносятся с христианством.
Удивительно, но чаще всего такие вопросы задают именно христиане, особенно православные. Видимо, духовники, запрещающие своей пастве заниматься йогой, реагируют на слово, в которое часто вкладывается смысл, далекий, а порой и противоположный нашей практике. В частности, слово «йога» вызывает отторжение потому, что ассоциируется с разного рода тоталитарными сектами - а это совершенно не соответствует действительности. Йога - не секта. И не религия. Это система техник, способствующих сбалансированному развитию человека, как физическому, так и психоэмоциональному.
Человек может практиковать йогу, не вкладывая в это никакого высшего смысла: просто заниматься телом, дыханием и упражнениями на концентрацию, и относиться к этому, как к практике для здоровья, как к гармонизации внутреннего и внешнего пространства. Можно быть иудеем, мусульманином, буддистом, индуистом, христианином или атеистом - и притом заниматься йогой, ведь она не критикует ни одну из религий, равно как и не призывает под знамена ни одной из них.
Хотя можно сказать, что истинно христианский образ жизни - это и есть йога. Махатма Ганди, национальный герой Индии, был последователем йоги, но его настольной книгой была Библия. А принципы ямы (первой ступени йоги, о которой мы уже рассказывали раньше), во многом похожи на библейские заповеди: ненасилие, правдивость, неворовство, целомудрие, нестяжательство. Впрочем, примерно такие же своды правил вы найдете во всех религиях мира.
Правда ли, что йога - это все-таки мистическое учение, и главная ее задача - развитие сверхъестественных способностей?
На самом деле, в йоге нет ничего мистического. Возможно, такое представление о ней сложилось потому, что долгое время она была «закрытым» учением, передающимся от учителя к ученику. Кроме того, свою лепту внес факиризм (все то же лежание на гвоздях и так далее) и плюс к тому новомодные неоиндуистские течения, которые, к сожалению, принято ассоциировать с йогой. Что же касается развития определенных способностей...
Да, йога делает человека более гибким и сильным - не только физически, но и ментально, развивает концентрацию, умение видеть приоритеты и отсекать то, что мешает сосредоточиться на главном.
Возможно, в наше время такие способности действительно можно назвать сверхъестественными!
Комментарии (0) Обсудить на форуме
Техника \"взрослого\" поцелуя
6.04.2011
Острый шоколадный десерт
7.05.2013
Синхронизация оргазма, пособие из 9 советов
23.02.2011
Секреты вкусной каши
17.08.2011
Имя:* | |
E-Mail: | |
Комментарий: |
|
Вопрос: |
Как называется наша планета (с большой буквы)
|
Ответ:* | |
Введите код: * |