Навигация по сайту
Последнее с форума
Популярное
Разное
Йога и этика: ничего, кроме правды
Фитнес и спорт | 10 июня 2015 | Просмотров: 1444
Для многих знакомство с философией йоги становится продолжением физических занятий. Но иногда бывает и наоборот: простота и прозрачность книг, написанных великими учителями, рождает в нас желание узнать, как же это все работает на практике. О том, как соотносятся с сегодняшним днем некоторые важнейшие принципы древнего учения, рассказывают специалисты сети центров йоги YOGA PRACTIKA
В теории путь йоги подразумевает восемь ступеней. Современный западный человек, начиная заниматься, обычно ставит перед собой вполне определенные практические цели, а именно: физическое здоровье и душевное равновесие. И эти цели вполне могут быть достигнуты с помощью четырех первых ступеней - яма (общие этические принципы), нияма (личная дисциплина), асаны (работа с телом) и пранаяма (работа с дыханием).
Другой вопрос, что большинство практикующих сегодня как бы перепрыгивает через две первые ступени, акцентируясь на чисто физической стороне дела (выполнении асан). Ну и в меньшей степени - на дыхательных практиках (пранаяме). А между тем, именно две первые ступени можно назвать фундаментом того здания, которое вы собираетесь построить, когда принимаете решение о том, что будете заниматься йогой.
Итак, яма - это нравственные требования, своего рода свод правил поведения человека в обществе. В этих принципах нет ничего особо религиозного, хотя в том или ином виде они присутствуют во всех религиях мира. И ничего глубоко метафизического в них тоже нет, хотя, безусловно, они затрагивают главные аспекты человеческого существования. Следуя этим принципам, мы учимся контролировать свои страсти, сводим к минимуму свою и чужую боль, и делаем свое существование более безопасным, мирным и гармоничным. То есть, в этом кодексе, прежде всего, заключается практический смысл, и, следуя ему, вы облегчаете жизнь себе и другим.
Сегодня мы продолжим разговор об основных этических принципах. Мы уже говорили о двух ключевых принципах ямы - ахимсе (ненасилии) и апаригархе (нестяжательстве). Мы начали именно с них потому, что, на наш взгляд, именно они в наше смутное время приобретают особенно важный смысл. Сегодня мы расскажем вам о других двух принципах нравственного кодекса йоги.
Истина где-то рядом
«Правду говорить легко и приятно». Эти слова Булкаговского Иешуа давно стали крылатым выражением. Но в действительности всегда говорить правду совсем не так уж просто, особенно если ты не бог, а человек, и живешь здесь и сейчас, в реальном мире, где принято играть в игры и брать на себя чужие роли.
А между тем, вторым по значимости принципом ямы исторические источники называют как раз правдивость - «сатья». Сатья предполагает совершенную правдивость в мыслях, словах и делах. «Если ум занят правдивыми мыслями, язык произносит слова правды, и вся жизнь основана на правде, то человек становится достоин единения с Бесконечным», - пишет Б.К.С.Айенгар в своей книге «Прояснение йоги».
Как часто бывает, за этой высокой фразой стоит практическая польза: тот, кто никогда не врет, не рискует запутаться в собственной лжи или ввести самого себя в заблуждение. К тому же человеку свойственно переносить собственные качества на других, и тот, для кого обманывать - в порядке вещей, обычно и всех остальных подозревает в обмане. А жить, никому не доверяя, не очень-то весело. И наоборот: если человек привык говорить правду, для него естественно доверять другим, и даже если иногда его обманывают, он все равно не теряет своей веры.
Почему мы говорим неправду? Чаще всего, причина тому - страх: мы боимся, что придется давать объяснения и что над нами посмеются; боимся ответственности, осуждения, неприятия. Боимся говорить о том, что действительно чувствуем. Например, для того чтобы сказать «люблю», нужна известная смелость - а вдруг меня отвергнут? Но ведь если ты будешь честным и внесешь ясность, ты не станешь слабее, беззащитнее или хуже. Наоборот, ты станешь лучше просто потому, что скажешь правду.
Первый шаг на пути к «жизни не во лжи» - научиться быть честным с собой. И это, пожалуй, сложнее всего. Конечно, трудно признать, что выбранная профессия оказалась не по сердцу, что долгие годы вы жили рядом с чужим человеком, что в тот или иной момент вы совершили ошибку, которая привела вас туда, где вы находитесь теперь. Но посмотреть правде в глаза все-таки необходимо: иногда надо сделать большой крюк в сторону, чтобы потом верным путем добраться до места. И пока мы живы, все можно исправить.
Проявление любви
Еще один важный принцип ямы - «брахмачарья», или воздержание. Если обратиться к словарям, то это слово обычно трактуется как «целомудренная жизнь, посвященная религиозным занятиям и самообузданию». В религиозной практике индуизма под брахмачарьей понимается духовная степень ученичества - ученик живет в доме своего гуру, прислуживает ему, изучает Веды, соблюдает обет безбрачия и сторонится женщин. Причем во время такого ученичества воздерживаться надо не только от сексуальности, но и от любых проявлений потворства чувственным страстям.
Смысл - в сохранении энергии: при воздержании та энергия тела, которая обычно растрачивается на сексуальные мысли и действия, может накапливаться, преобразовываться и использоваться в высших целях.
Философия йоги, особенно в более позднем ее прочтении, трактует понятие «брахмачарья» немного мягче. Прежде всего, надо понимать, что оно не отрицательное, и не предполагает ни принудительного аскетизма, ни запретов. Чтобы идти по пути совершенствования, не обязательно соблюдать безбрачие, не иметь домашнего очага. «Не испытав человеческой любви и счастья, - пишет Айенгар, - невозможно познать божественную любовь. Почти все йоги и мудрецы Древней Индии были женатыми семейными людьми».
Спроецированный на наши дни, этот принцип снова немного изменяет свой смысл. Сегодня под брахмачарьей мы подразумеваем сдержанность в сексуальной жизни - верность своему партнеру для тех, кто состоит в браке или в постоянных отношениях, разумный подход к своей интимной жизни для одиноких. Все очень просто и, опять же, очень функционально: контролируя свою чувственность, мы стараемся оградить своих близких, да и себя тоже, от боли. К тому же, если сексуальная энергия составляет большую часть нашей энергии, зачем же расходовать ее направо и налево? Конечно, можно относиться к сексу, как к спорту, но разве здесь уместен момент соревнования или рекордов? Конечно, можно заниматься сексом только ради удовольствия - но зачем тогда, грубо говоря, нужен партнер?
Не надо забывать, что секс - это, прежде всего, проявление любви. «Реальность - это, в сущности, любовь и правда, - пишет Б.К.С.Айенгар. - Именно через эти два аспекта она и проявляет себя».
Звучит как недостижимый идеал. Но давайте все-таки не оставлять стараний.
В теории путь йоги подразумевает восемь ступеней. Современный западный человек, начиная заниматься, обычно ставит перед собой вполне определенные практические цели, а именно: физическое здоровье и душевное равновесие. И эти цели вполне могут быть достигнуты с помощью четырех первых ступеней - яма (общие этические принципы), нияма (личная дисциплина), асаны (работа с телом) и пранаяма (работа с дыханием).
Другой вопрос, что большинство практикующих сегодня как бы перепрыгивает через две первые ступени, акцентируясь на чисто физической стороне дела (выполнении асан). Ну и в меньшей степени - на дыхательных практиках (пранаяме). А между тем, именно две первые ступени можно назвать фундаментом того здания, которое вы собираетесь построить, когда принимаете решение о том, что будете заниматься йогой.
Итак, яма - это нравственные требования, своего рода свод правил поведения человека в обществе. В этих принципах нет ничего особо религиозного, хотя в том или ином виде они присутствуют во всех религиях мира. И ничего глубоко метафизического в них тоже нет, хотя, безусловно, они затрагивают главные аспекты человеческого существования. Следуя этим принципам, мы учимся контролировать свои страсти, сводим к минимуму свою и чужую боль, и делаем свое существование более безопасным, мирным и гармоничным. То есть, в этом кодексе, прежде всего, заключается практический смысл, и, следуя ему, вы облегчаете жизнь себе и другим.
Сегодня мы продолжим разговор об основных этических принципах. Мы уже говорили о двух ключевых принципах ямы - ахимсе (ненасилии) и апаригархе (нестяжательстве). Мы начали именно с них потому, что, на наш взгляд, именно они в наше смутное время приобретают особенно важный смысл. Сегодня мы расскажем вам о других двух принципах нравственного кодекса йоги.
Истина где-то рядом
«Правду говорить легко и приятно». Эти слова Булкаговского Иешуа давно стали крылатым выражением. Но в действительности всегда говорить правду совсем не так уж просто, особенно если ты не бог, а человек, и живешь здесь и сейчас, в реальном мире, где принято играть в игры и брать на себя чужие роли.
А между тем, вторым по значимости принципом ямы исторические источники называют как раз правдивость - «сатья». Сатья предполагает совершенную правдивость в мыслях, словах и делах. «Если ум занят правдивыми мыслями, язык произносит слова правды, и вся жизнь основана на правде, то человек становится достоин единения с Бесконечным», - пишет Б.К.С.Айенгар в своей книге «Прояснение йоги».
Как часто бывает, за этой высокой фразой стоит практическая польза: тот, кто никогда не врет, не рискует запутаться в собственной лжи или ввести самого себя в заблуждение. К тому же человеку свойственно переносить собственные качества на других, и тот, для кого обманывать - в порядке вещей, обычно и всех остальных подозревает в обмане. А жить, никому не доверяя, не очень-то весело. И наоборот: если человек привык говорить правду, для него естественно доверять другим, и даже если иногда его обманывают, он все равно не теряет своей веры.
Почему мы говорим неправду? Чаще всего, причина тому - страх: мы боимся, что придется давать объяснения и что над нами посмеются; боимся ответственности, осуждения, неприятия. Боимся говорить о том, что действительно чувствуем. Например, для того чтобы сказать «люблю», нужна известная смелость - а вдруг меня отвергнут? Но ведь если ты будешь честным и внесешь ясность, ты не станешь слабее, беззащитнее или хуже. Наоборот, ты станешь лучше просто потому, что скажешь правду.
Первый шаг на пути к «жизни не во лжи» - научиться быть честным с собой. И это, пожалуй, сложнее всего. Конечно, трудно признать, что выбранная профессия оказалась не по сердцу, что долгие годы вы жили рядом с чужим человеком, что в тот или иной момент вы совершили ошибку, которая привела вас туда, где вы находитесь теперь. Но посмотреть правде в глаза все-таки необходимо: иногда надо сделать большой крюк в сторону, чтобы потом верным путем добраться до места. И пока мы живы, все можно исправить.
Проявление любви
Еще один важный принцип ямы - «брахмачарья», или воздержание. Если обратиться к словарям, то это слово обычно трактуется как «целомудренная жизнь, посвященная религиозным занятиям и самообузданию». В религиозной практике индуизма под брахмачарьей понимается духовная степень ученичества - ученик живет в доме своего гуру, прислуживает ему, изучает Веды, соблюдает обет безбрачия и сторонится женщин. Причем во время такого ученичества воздерживаться надо не только от сексуальности, но и от любых проявлений потворства чувственным страстям.
Смысл - в сохранении энергии: при воздержании та энергия тела, которая обычно растрачивается на сексуальные мысли и действия, может накапливаться, преобразовываться и использоваться в высших целях.
Философия йоги, особенно в более позднем ее прочтении, трактует понятие «брахмачарья» немного мягче. Прежде всего, надо понимать, что оно не отрицательное, и не предполагает ни принудительного аскетизма, ни запретов. Чтобы идти по пути совершенствования, не обязательно соблюдать безбрачие, не иметь домашнего очага. «Не испытав человеческой любви и счастья, - пишет Айенгар, - невозможно познать божественную любовь. Почти все йоги и мудрецы Древней Индии были женатыми семейными людьми».
Спроецированный на наши дни, этот принцип снова немного изменяет свой смысл. Сегодня под брахмачарьей мы подразумеваем сдержанность в сексуальной жизни - верность своему партнеру для тех, кто состоит в браке или в постоянных отношениях, разумный подход к своей интимной жизни для одиноких. Все очень просто и, опять же, очень функционально: контролируя свою чувственность, мы стараемся оградить своих близких, да и себя тоже, от боли. К тому же, если сексуальная энергия составляет большую часть нашей энергии, зачем же расходовать ее направо и налево? Конечно, можно относиться к сексу, как к спорту, но разве здесь уместен момент соревнования или рекордов? Конечно, можно заниматься сексом только ради удовольствия - но зачем тогда, грубо говоря, нужен партнер?
Не надо забывать, что секс - это, прежде всего, проявление любви. «Реальность - это, в сущности, любовь и правда, - пишет Б.К.С.Айенгар. - Именно через эти два аспекта она и проявляет себя».
Звучит как недостижимый идеал. Но давайте все-таки не оставлять стараний.
Комментарии (0) Обсудить на форуме
Техника \"взрослого\" поцелуя
6.04.2011
Острый шоколадный десерт
7.05.2013
Синхронизация оргазма, пособие из 9 советов
23.02.2011
Секреты вкусной каши
17.08.2011
Имя:* | |
E-Mail: | |
Комментарий: |
|
Вопрос: |
Как называется наша планета (с большой буквы)
|
Ответ:* | |
Введите код: * |