Аутсайдер поневоле
Работа и Карьера | 22 февраля 2014 | Просмотров: 1761
Говорят, что счастливым может считать себя человек, который утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Пожалуй, на самом деле мало кто может похвастаться искренним желанием включиться поутру в трудовую деятельность. И если вы частенько в начале дня ловите себя на мысли: «Как же я не хочу туда идти!» - пора задуматься о причинах такого настроения.
Если вас при этом устраивает та работа, которую вы выполняете, вы занимаетесь любимым делом (или тем, которое хотя бы не вызывает у вас неприязни), получаете приличную зарплату – значит, дело во взаимоотношениях с коллегами и руководством.
Какие отношения в рабочем коллективе вполне нас устраивают? Каждый выполняет свою часть работы, к сослуживцам можно обратиться за помощью, начальство объективно оценивает успехи, поддерживает, направляет и наставляет подчиненных. Однако почему люди частенько наделяют свой рабочий коллектив такими эпитетами, как «гадюшник», «змеюшник» и прочими?
Это происходит в том случае, если личные взаимоотношения в коллективе преобладают над деловыми, а то и вовсе подменяют их. В такой ситуации в группе возникает структура эмоциональных предпочтений. Это может быть разделение
- по половому признаку, если значительно преобладает количество мужчин или женщин;
- по признаку успешности в деятельности («выскочки»);
- по предпочтениям руководителя («любимчики» и «парии»).
Во многих случаях такие отношения отличает внутренняя несбалансированность, наличие микрогрупп, конфликты как между группами, так и внутри них.
Так как в подобных группах система деловых отношений практически отсутствует, то и их структура очень неустойчива, в значительной мере зависит от обстоятельств, от текущих событий и отношений. Для них типичны эмоциональные конфликты, отношения по принципу: «Вот не нравишься ты мне, и все!», а самый распространенный способ их решения - выбор «козла отпущения», который принимает на себя все негативные эмоции окружающих.
Кому же чаще всего достается подобная роль?
Здравый смысл подсказывает, что в «отверженные» может быть зачислен человек, обладающий определенными качествами и особенностями, которые не находят одобрения у других сотрудников. Однако на самом деле как личные, так и деловые качества могут не иметь почти никакого значения.
Настоящей причиной оказывается наличие «вакансии» изгоя. Когда взаимоотношения в рабочем коллективе и его структура строятся не по принципу профессионализма, ни один из сотрудников не может быть стопроцентно уверен в своем положении. Поэтому наличие кого-то, кто в иерархии группы находится «ниже», в какой-то мере эту уверенность поддерживает. Если должность «козла отпущения» уже кем-то занята, то другому, скажем, новичку, надо обладать сильно выраженными негативными (с точки зрения коллектива) особенностями, чтобы «заслужить» отвержение.
Фигуры «изгоя», «отверженного», «козла отпущения», «мальчика на побегушках» и т. п. необходимы для самоутверждения остальных членов коллектива, для поддержания их самооценки на уровне, достаточно высоком для их уверенности в своем положении. Если эта «должность» отсутствует, то остальные оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Человек, якобы обладающий выраженными негативными чертами, является очень удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт, служит им своеобразной поддержкой. Практически всегда он притягивает к себе весь негатив, скапливающийся в коллективе. В группе, где деловые взаимоотношения подменяются эмоциональными, такая роль помогает сбалансировать социально-психологический климат и отношения внутри «экосистемы».
Таким образом, если вы вдруг оказались в новом коллективе в положении «козла отпущения», не стоит впадать в отчаяние, считать себя неудачником и искать в себе причины всех бед. Лучше спокойно и тщательно проанализируйте обстановку, в которую вы попали.
Существуют группы, где роль «подай-принеси» автоматически переходит к каждому новичку.
Его начинают нагружать, может, и не обременительными, но не связанными с основной работой и отнимающими достаточно много времени делами (купить пирожки или бумагу для принтера, разобрать накопившуюся почту, полить цветы и так далее).
Как вести себя в такой ситуации?
Самый легкий вариант - молча выполнять все эти обязанности до появления следующего «новенького» и с облегчением свалить затем их на него. Но где гарантия, что освобождение придет скоро и следующий «мальчик (или девочка) на побегушках» окажется таким же безропотным? Если же такая перспектива вас не радует, можно выбрать другую линию поведения.
В первом варианте можно проконсультироваться с начальством, четко очертить круг своих непосредственных обязанностей и жестко пресекать все попытки сослуживцев этот круг расширить, сделав фразы «мне за это не платят» и «это не входит в мои обязанности» своей визитной карточкой. Но в таком случае можно почти наверняка забыть о дружеском расположении людей, которые с вами работают, или перейти в разряд изгоев типа «выскочка» или «самая умная».
Если это вам не подходит, посмотрите на ситуацию иначе. Какие-то просьбы, не отнимающие чересчур много времени и сил, вполне можно и выполнить. От других - отказаться, отшутившись (мол, сегодня не моя очередь) или попросив о помощи (кто, как не опытная Мария Ивановна, знает, как лучше разложить бумаги в шкафу). В таком случае у вас останется и время для выполнения непосредственных обязанностей, и с коллективом сложатся неплохие отношения.
Бывает и так, что неприязненное отношение связано, с одной стороны, с вашим небольшим опытом работы, а с другой – с боязнью, что вы окажетесь лучше и вытесните кого-то из старожилов с «насиженного местечка». В таком случае надо, не стесняясь, спрашивать совета, учиться и демонстрировать свою лояльность к сослуживцам. Разумеется, в разумных пределах, не забывая о собственном карьерном росте.
Наконец, если неудовольствие и критика в ваш адрес вызваны вашими личными качествами, то придется что-то менять в себе. Основные правила общения никто не отменял и, следуя им, можно добиться расположения большинства нормальных людей. Очень часто бывает так, что окружающих раздражают не черты нашего характера, а то, как они проявляются (например, неумение быстро переключаться с одного дела на другое, и требование того же от других). Остается только чуть скорректировать собственное поведение.
Выход из положения изгоя можно найти. Однако бывает и так, что сделать это очень и очень трудно. В этом случае не стоит тратить силы и пробовать улучшить взаимоотношения в коллективе, лучше сказать: «прощай!» коллегам и попробовать свои силы на новом месте, непременно учитывая свой предыдущий опыт и исправив собственные ошибки.
Если вас при этом устраивает та работа, которую вы выполняете, вы занимаетесь любимым делом (или тем, которое хотя бы не вызывает у вас неприязни), получаете приличную зарплату – значит, дело во взаимоотношениях с коллегами и руководством.
Какие отношения в рабочем коллективе вполне нас устраивают? Каждый выполняет свою часть работы, к сослуживцам можно обратиться за помощью, начальство объективно оценивает успехи, поддерживает, направляет и наставляет подчиненных. Однако почему люди частенько наделяют свой рабочий коллектив такими эпитетами, как «гадюшник», «змеюшник» и прочими?
Это происходит в том случае, если личные взаимоотношения в коллективе преобладают над деловыми, а то и вовсе подменяют их. В такой ситуации в группе возникает структура эмоциональных предпочтений. Это может быть разделение
- по половому признаку, если значительно преобладает количество мужчин или женщин;
- по признаку успешности в деятельности («выскочки»);
- по предпочтениям руководителя («любимчики» и «парии»).
Во многих случаях такие отношения отличает внутренняя несбалансированность, наличие микрогрупп, конфликты как между группами, так и внутри них.
Так как в подобных группах система деловых отношений практически отсутствует, то и их структура очень неустойчива, в значительной мере зависит от обстоятельств, от текущих событий и отношений. Для них типичны эмоциональные конфликты, отношения по принципу: «Вот не нравишься ты мне, и все!», а самый распространенный способ их решения - выбор «козла отпущения», который принимает на себя все негативные эмоции окружающих.
Кому же чаще всего достается подобная роль?
Здравый смысл подсказывает, что в «отверженные» может быть зачислен человек, обладающий определенными качествами и особенностями, которые не находят одобрения у других сотрудников. Однако на самом деле как личные, так и деловые качества могут не иметь почти никакого значения.
Настоящей причиной оказывается наличие «вакансии» изгоя. Когда взаимоотношения в рабочем коллективе и его структура строятся не по принципу профессионализма, ни один из сотрудников не может быть стопроцентно уверен в своем положении. Поэтому наличие кого-то, кто в иерархии группы находится «ниже», в какой-то мере эту уверенность поддерживает. Если должность «козла отпущения» уже кем-то занята, то другому, скажем, новичку, надо обладать сильно выраженными негативными (с точки зрения коллектива) особенностями, чтобы «заслужить» отвержение.
Фигуры «изгоя», «отверженного», «козла отпущения», «мальчика на побегушках» и т. п. необходимы для самоутверждения остальных членов коллектива, для поддержания их самооценки на уровне, достаточно высоком для их уверенности в своем положении. Если эта «должность» отсутствует, то остальные оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Человек, якобы обладающий выраженными негативными чертами, является очень удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт, служит им своеобразной поддержкой. Практически всегда он притягивает к себе весь негатив, скапливающийся в коллективе. В группе, где деловые взаимоотношения подменяются эмоциональными, такая роль помогает сбалансировать социально-психологический климат и отношения внутри «экосистемы».
Таким образом, если вы вдруг оказались в новом коллективе в положении «козла отпущения», не стоит впадать в отчаяние, считать себя неудачником и искать в себе причины всех бед. Лучше спокойно и тщательно проанализируйте обстановку, в которую вы попали.
Существуют группы, где роль «подай-принеси» автоматически переходит к каждому новичку.
Его начинают нагружать, может, и не обременительными, но не связанными с основной работой и отнимающими достаточно много времени делами (купить пирожки или бумагу для принтера, разобрать накопившуюся почту, полить цветы и так далее).
Как вести себя в такой ситуации?
Самый легкий вариант - молча выполнять все эти обязанности до появления следующего «новенького» и с облегчением свалить затем их на него. Но где гарантия, что освобождение придет скоро и следующий «мальчик (или девочка) на побегушках» окажется таким же безропотным? Если же такая перспектива вас не радует, можно выбрать другую линию поведения.
В первом варианте можно проконсультироваться с начальством, четко очертить круг своих непосредственных обязанностей и жестко пресекать все попытки сослуживцев этот круг расширить, сделав фразы «мне за это не платят» и «это не входит в мои обязанности» своей визитной карточкой. Но в таком случае можно почти наверняка забыть о дружеском расположении людей, которые с вами работают, или перейти в разряд изгоев типа «выскочка» или «самая умная».
Если это вам не подходит, посмотрите на ситуацию иначе. Какие-то просьбы, не отнимающие чересчур много времени и сил, вполне можно и выполнить. От других - отказаться, отшутившись (мол, сегодня не моя очередь) или попросив о помощи (кто, как не опытная Мария Ивановна, знает, как лучше разложить бумаги в шкафу). В таком случае у вас останется и время для выполнения непосредственных обязанностей, и с коллективом сложатся неплохие отношения.
Бывает и так, что неприязненное отношение связано, с одной стороны, с вашим небольшим опытом работы, а с другой – с боязнью, что вы окажетесь лучше и вытесните кого-то из старожилов с «насиженного местечка». В таком случае надо, не стесняясь, спрашивать совета, учиться и демонстрировать свою лояльность к сослуживцам. Разумеется, в разумных пределах, не забывая о собственном карьерном росте.
Наконец, если неудовольствие и критика в ваш адрес вызваны вашими личными качествами, то придется что-то менять в себе. Основные правила общения никто не отменял и, следуя им, можно добиться расположения большинства нормальных людей. Очень часто бывает так, что окружающих раздражают не черты нашего характера, а то, как они проявляются (например, неумение быстро переключаться с одного дела на другое, и требование того же от других). Остается только чуть скорректировать собственное поведение.
Выход из положения изгоя можно найти. Однако бывает и так, что сделать это очень и очень трудно. В этом случае не стоит тратить силы и пробовать улучшить взаимоотношения в коллективе, лучше сказать: «прощай!» коллегам и попробовать свои силы на новом месте, непременно учитывая свой предыдущий опыт и исправив собственные ошибки.
Комментарии (0) Обсудить на форуме
Фоторепортаж с открытия бутика «Демуазель Дорэ»
16.06.2010
Соевый соус защищает поврежденные клетки организма
3.06.2009
Куриная грудка в кляре
11.07.2015
У Braun появилась целая серия триммеров для бороды Braun Beard Trimmer
27.05.2016
Имя:* | |
E-Mail: | |
Комментарий: |
|
Вопрос: |
Как называется наша планета (с большой буквы)
|
Ответ:* | |
Введите код: * |